Владимир
Ларченков, журнал "За Рулем", N2. Подписной индекс 72390.
1999 г.
Журналисты российских автомобильных изданий проводят тесты, чтобы побольше узнать о правом руле. Дальневосточники "тестируют" подобные японские автомобили с правым рулем изо дня в день.
ТАКАЯ ВОТ СТАТИСТИКА
Как вам нравится такая цифра: 12 404? Столько японских автомобилей с правым рудем одной только марки – "Тойота-Королла" находится "на руках" у жителей Хабаровского края. А всего "тойот" (именно "тойот") у приамурского народа – страшно сказать – более 63 000. Для справки: население всего края – немногим более 1 миллиона 600 тысяч человек. Если сравнить количество "тойот" и представителей отечественного автопрома в лице ВАЗа, то сравнение будет явно не в пользу последнег о: 63 тысячи против примерно 43 (включая 7500 "нив"). Но это еще не все.
В славном нашем городе на один легковой автомобиль отечественного производства приходится четыре иностранца – "японцы", "корейцы" и разные прочие "шведы". Из них с правым рулем процентов девяносто. "Мерседесов" в городе (в начале июня появился даже серебристый уникум А-класса) больше, чем "газелей", а вазовских "десяток" меньше, чем каких-нибудь "Сузуки-Х90" 1999-го модельного года. Вообщем японские автомобили сплошь и рядом и руль их при этом справа.
Порой появляется на улицах японский автомобиль, о котором даже в каталоге "За рулем" нет сведений, а он – вот, словно из будущего пожаловал. И в то же время... Угадайте, сколько в Хабаровске "девяносто девятых" ВАЗов? Аж 59 единиц! Это примерно в 13 раз меньше, чем "тойот-терселов", и в 84 раза, чем "тойот-спринтеров" (это, считайте, японские "девятки"-"десятки", только на совесть сделанные). Такое вот соотношение. Вот Вам и японские автомобили. Вот Вам и правый руль.
Есть тут, правда, одно "но" – правый руль. Как только приедет к нам какой-нибудь высокий чин из ГАИ - ГИБДД, так и начинает: мол, развели тут "японских городовых". Слава Богу, хоть перестали в последнее время намекать на "металлолом", вывозимый с соседних "свалок".
А ведь Хабаровск это не Владивосток. Там, говорят, "ваще". Но чего удивляться-то, если поистине "грандиозный" – по нашим меркам – "аппарат" с правым рулем можно приобрести за полцены какой-нибудь новейшей "Лады". Ну, будет он постарше годика на три-четыре-пять, но ведь даже в таком "секонд-хэнде" – если ваши руки действительно вторые, а не третьи-десятые – долго не надо прислушиваться к постукиваниям, позвякиваниям, поскрипываниям. А если вы не профессиональный "чайник" и уже знаете, что в машину периодически заливают не только бензин – ездить вам не переездить практически без забот добрых лет пять, а то и больше. Такова практика.
"ЯПОНЕЦ"-НА-АМУРЕ: ПОРТРЕТ ГЕРОЯ
Что такое японский автомобиль в столице Приамурья? Прежде всего, отставим в сторону, поближе к офисам, коттеджам и администрациям всякие "лендкрюйзеры ", "паджеры", "патролы" с "терранами", "ленд-роверы" и прочие "мерседесы", БМВ, "ауди" и т.п. Их количество в Хабаровске погоды не делает, кроме, разве что, первых двух: их по краю 1570 и 1125 соответственно. Теперь оглянемся по сторонам. У кого тут руль правый? У кого автомобиль японский?
Тот, кто мысленно рисует образ "Тойоты-Короллы" или "Карины", правильно делает. Эти модели – чемпионы по популярности. Первых на учете, как было сказано, около 12,5 тыс., вторых – более 9,5 тыс. (по краю). На третьем месте уверенно идет "Тойота- Корона" – без малого 9 тысяч. А вот на четвертом, почти на тысячу опережая, хорошо известный в наших краях "Спринтер" – "Тойота-Марк II". Это такая японская "Волга" с парвым рулем со всякими "примочками", в которую можно поставить еще только спортивный руль и кожаные сиденья. Если их, конечно, нет. Далее, уважаемые читатели, придется рисовать образы, которые вам и не знакомы даже, а если знакомы, то едва-едва. И знаете, почему? Потому что много у нас таких "японцев", которые другого руля, кроме правого, не знают г енетически, поскольку называются "моделями для Японии". Именно так: японские автопроизводители на внутреннем рынке предлагают значительно большую гамму автомобилей, чем на экспорт. И вовсе не в ущерб качеству, как кое-где. А правый руль, как мы уже сказали не беда...
Для нас это удивительно, но японский автомобиль для Японии обычно "круче", чем вариант "для заграницы". Даже в простеньком 10–12-летнем автомобиле автоматическая коробка и кондиционер, например, чаще есть, чем нет. Оттого-то в наших краях и ценятся "тойотовские" "Марк II", "Камри", "Креста", "Краун", "Чайзер" и "Виста", а еще "Цедрик", "Леопард", "Скайлайн", "Лаурел" от "Ниссана", ну и некоторые другие – "хонды", "субару" и "мицубиси". Отметьте на всякий случай: все перечисленные модели – отнюдь не "малыши". При аварии (не дай, конечно, Бог) крупные авто безопасней. Но об этом, надо полагать, при покупке мало кто задумывается. Наши люди, похоже, отыгрываются за былую массовость "запорожцев".
– спросите вы.
"Нормально!"
- ответим мы, автовладельцы Хабаровского края.
"Нормально!" - ответим мы, автовладельцы настоящих японских автомобилей.
Во-первых, нас очень много и дискриминации по "рулевому признаку" нет даже среди "братанов". А во-вторых, в правом руле есть не только недостатки, но и кое-какие преимущества. Не верите? Судите сами.
Начнем с недостатков. Явный – один: обгонять с правым рулем затруднительно. Особенно если перед вами идет "фура" или лесовоз, а движетесь вы по дороге с одной полосой движения в каждую сторону. Для тех, кто всегда торопится, правый руль – это недостаток серьезный. Надо думать, именно они и завезли в город восемь штук "пежо", десяток СААБов, экземпляров по тридцать "опелей", "понтиаков" и "вольво", сотню "ауди" и т.д.
Второй недостаток касается, прежде всего, тех, кто волею экономических обстоятельств вынужден периодически "бомбить", на манер Адама Козлевича. Тут пассажир или бежит на проезжую часть, чтобы сесть рядом с водителем, или садится за спиной последнего, что не вызывает у него прилива положительных эмоций, особенно в темное время суток.
Вот, пожалуй, и все, что можно отнести к недочетам правого руля. Теперь о плюсах настоящих японских автомобилей, каковые, как ни странно, имеют (по моему представлению) место.
Плюс первый. Японское качество техники. Правый руль – полная тому гарантия.
Плюс второй. Не знаю, как кому, а мне очень нравится выходить из машины справа. Удобство, которым наделены у "леворульных" автомобилей только пассажиры, здесь всецело принадлежит водителю. А он, между прочим, проводит в машине несравненно больше времени.
Плюс третий, он же основной. Для водителей, которые быстро понимают, что в наших условиях порой не хватит жизни, чтобы узнать о всех скоростных возм